Трубы » Дымовые трубы »

Ремонт дымовых труб домов и промышленных объектов


Ремонт дымовых трубС течением времени дымовые трубы могут утрачивать свою способность по отведению дыма и продуктов горения от приборов отопления. Причин этого явления существует достаточно — это и постепенное нарастание слоя сажи внутри труб, и нарушение гладкой внутренней поверхности труб вследствие разрушения футеровки, и ошибки при монтаже.

В статье мы перечислим и другие возможные причины ухудшения тяги, а также дадим советы по устранению неполадок. В любом случае, при появлении хотя бы одной из вышеперечисленных  проблем, необходим ремонт дымовых труб.

Неважно из какого материала  изготовлен дымоход, он в любой момент может банально засориться. В результате этого наблюдается резкое или постепенное падение тяги. В большинстве случаев трубы засоряются скопившейся в них сажей. Причиной засорения также могут быть птичьи гнезда или какие-то предметы, попавшие в трубу.

Устранить засор можно при помощи груза на веревке.Очистка дымохода грузиком на веревке

Груз опускают в дымоход, разбивая место засора. Если таким способом восстановить тягу невозможно, то необходим более сложный ремонт дымохода. Разбирается стенка трубы, устраняется засор, после чего целостность трубы восстанавливается.

Для очистки внутренности трубы от сажи можно использовать различные средства механического воздействия, например, металлические ерши. Если сажа спрессовалась и не поддается механической очистке, попробуйте применить химические средства.

Купите специальное средство для чистки дымоходов, так называемое «полено-трубочист». Просто подожгите полено в печке и оставьте его гореть. Выделяющийся при этом состав размягчает слой креозота на стенках дымохода, способствуя его осыпанию вниз. Так можно радикально и быстро очистить дымоход.


Выпадающий конденсат может очень быстро привести к разрушению стенок дымовой трубы. Что ведет к образованию конденсата? Разница между температурой внутри и снаружи  способствует выпадению влаги на трубе.

Например, труба проходит через неотапливаемый чердак. Если труба дымохода металлическая, то она обязательно должна быть утеплена. Снаружи трубы надевается металлический кожух, а в пространство между трубой дымохода и кожухом закладывается изоляционный материал.

Утепление трубы вермикулитомЛучше всего использовать для этой цели каменную вату, которая является прекрасным теплоизолятором. Можно использовать вермикулит. Капитальный ремонт дымовой трубы в этом случае не требуется. Конденсат может выпадать также и на кирпичных трубах, приводя к их постепенному намоканию и разрушению. На внутренних стенках дымовой трубы образуются небольшие трещины, на которые воздействует конденсат, разрушая стенки дымохода еще больше.

Ремонт труб дымовых сводится только к их утеплению и чистке. Это касается труб из любого материала.

Многие владельцы частных домов замечали, что иногда, при порывах сильного ветра или в ряде других случаев, происходит задувание дымохода. При этом дым частично попадает в помещение, создавая дискомфорт. Причин этого может быть несколько.

Если причиной является сильный ветер, то налицо отсутствие на дымоходе дефлектора или его неправильная конструкция. Дефлектор призван усиливать тягу в трубе за счет отклонения воздушного потока. В результате, чем сильнее ветер, тем большее разрежение происходит в трубе. Следовательно, тяга в дымоходе улучшается. Кроме того, дефлектор служит надежной преградой от снега и дождя, а также от попадания в дымоход посторонних предметов.

Задувание также может произойти из-за наличия вблизи здания каких-либо преград, например, высоких деревьев или других зданий. Выходом из этой ситуации может быть наращивание высоты дымовой трубы.

Минимальная рекомендуемая высота дымохода от уровня пола составляет 4 метра. Если дымоход металлический, то нужно просто добавить участок трубы размером до 1 метра. Этого бывает вполне достаточно.

Кирпичные трубы разрушаются гораздо быстрее металлических аналогов. Наиболее уязвимым местом является оголовок дымохода. На него воздействуют ветер и атмосферные осадки.

Обратите внимание на верхушки труб, возвышающихся над домами. Как правило, некоторые из них находятся в плачевном состоянии. Допускать этого нельзя во избежание разрушения всей трубы, ведь процесс идет по нарастающей.

Ремонт оголовка производится следующим образом. Снимаются ряды разрушенных кирпичей до тех пор, пока очередной ряд не окажется полностью целым. Поверх этого ряда производится кладка новых кирпичей до того уровня, на котором находился старый оголовок.

При этом необходимо учесть, что на плоской крыше труба дымохода должна подниматься над уровнем крыши на высоту не менее 50 см.

Если крыша имеет уклон, то уровень трубы может меняться. При расположении трубы на расстоянии до полутора метров от конька, она должна возвышаться над коньком на 50 см. Если расстояние до конька расстояние от полутора до трех метров, то труба должна быть расположена не ниже уровня конька. Если труба отстоит от конька более чем на 3 метра, то она может быть ниже конька на угол не более 10 градусов. Угол измеряется между направлением от конька на трубу и на горизонт.

Высота дымовой трубы

Высота дымовой трубы

Ремонт кирпичной дымовой трубы также включает в себя восстановление самого кирпичного канала. При обнаружении выпавших кирпичей, образовавшихся трещин или сколов необходимо заделать места повреждений смесью для кладки печей. Также важен ремонт фундамента дымохода, так как при наличии изъянов в любой части дымохода может произойти его обрушение.

Гораздо труднее ремонтировать внутренние стенки дымохода. После проведения таких работ зачастую приходится производить ремонт крыши и даже жилого помещения.

Как вариант, можно применить гильзование дымохода. В дымоход вставляется керамическая или стальная труба, сечение которой соответствует отопительному прибору. На гладкой поверхности внутренней трубы образуется меньше сажи, да и тяга значительно улучшается. Но этот метод хорош лишь в том случае, если дымоход представляет собой прямой канал. При наличии изгибов или при изменении сечения дымохода такой способ не применяют.

Ремонт металлических труб включает в себя:Ремонт металлических дымовых труб

  • ремонт их фундамента,
  • замену или ремонт фланцевых соединений и участков труб,
  • мероприятия по антикоррозионной защите труб,
  • в некоторых случаях необходима покраска труб. При этом с труб удаляется старое покрытие и наносится слой влагостойкой краски.

Металлические дымоходы состоят из отдельных элементов, которые соединяются между собой в единую конструкцию методом вставки. То есть, одна труба вставляется в другую, перекрывая все щели.

Монтаж металлического дымохода ведется от отопительного прибора. Соответственно, если возникает необходимость его ремонта, то разборка выполняется в обратной последовательности.

В процессе капитального ремонта труб большого диаметра производятся следующие виды работ:

  • восстановление ствола труб. Производится заделка наружных повреждений трубы, усиление каркаса при помощи углепластиковых лент;
  • ремонт оголовка. Обычно производится полная разборка оголовка и его повторная укладка новыми кирпичами. Допускается также частичный ремонт для восстановления оголовка, который не очень сильно разрушен;
  • ремонт футеровки. При этом восстанавливается внутренняя поверхность труб. Выполняется в случае всевозможных разрушений футеровки, таких как вздутия, обрушения некоторых участков, наличия незаполненных раствором швов. Поврежденные участки ремонтируются сверху вниз. Все повреждения удаляются, после чего участки заделываются новым материалом.

Высокую эффективность показал метод торкретирования бетонным раствором. При этом бетонный раствор наносится на внутреннюю поверхность труб под давлением, в несколько слоев. В результате получается прочное и долговечное покрытие.

  • профилактика стяжных колец. Хорошо натянутые стяжные кольца предотвращают появление на кирпичной кладке вертикальных трещин. Поэтому в процессе ремонта стяжные кольца подтягиваются или заменяются новыми кольцами.